Платить придётся

Введение платы за капремонт жилых домов стало одной из самых обсуждаемых тем. С 1 марта государство обязало всех собственников многоквартирных жилых домов платить взносы на капитальный ремонт общего имущества дома в размере 6 рублей 40 копеек за квадратный метр жилья. До декабря 2014 года жители могли выбрать: либо открыть спецсчёт своего дома, на котором бы накапливались средства, либо поручить это региональному оператору. В Снежинске первый вариант (спецсчёт) никто из жителей не выбрал, что автоматически означало, что жители доверяют работу по сбору средств на капремонт региональному оператору.
В апреле снежинцы получили первые квитанции (за март), и сразу же появилась масса вопросов. Кто такой «региональный оператор» и можно ли ему доверять? Нужно ли вообще платить за капремонт? Почему квитанция такая маленькая и текст договора на ней напечатан мелким, плохо читаемым шрифтом? Почему в квитанциях указаны неточные данные о собственниках и метраже? Где платить без комиссии и в какой срок?
Чтобы получить ответы на эти вопросы из первых рук, глава города А. Н. Тимошенков пригласил в Снежинск исполняющего обязанности гендиректора регионального оператора Виталия Владиславовича Васильева и начальника кыштымского отдела регионального оператора Сергея Александровича Васильева. Они приняли участие в круглом столе, который состоялся 28 апреля в редакции снежинского телеканала ОТВ. В круглом столе также участвовали глава администрации Снежинска В. Б. Абакулов, заместитель главы администрации Е. В. Степанов и директор управляющей компании «Сервис» М. А. Шилов.
Прежде всего, представители регионального оператора пояснили, что плата за капремонт является обязательной, так как она установлена законом. Причём не только в Челябинской области, а во всей стране. Сделано это с единственной целью – для сбора средств на капитальный ремонт жилых домов. Большинство из нас свои квартиры уже давно приватизировали, а значит, стали собственниками. Соответственно, должны платить за ремонт конструктивных элементов своего дома.
Средства, которые собирают в Снежинске, поступают в так называемый «общий котёл», иными словами, в фонд регионального оператора. Котёл общий, но наши, снежинские, деньги из этого котла не пойдут на финансирование ремонта, скажем, в Уфалее или в любом другом населённом пункте области – только на ремонт наших же, снежинских, домов. При этом между собственником и региональным оператором не должно быть никаких посредников. В данном случае региональный оператор выступает гарантом того, что наши деньги никуда не денутся. Кстати, что касается собственно самого регионального оператора, то это – не частная структура, а некоммерческая организация, созданная правительством Челябинской области. И именно туда снежинцам, как и жителям другим городов и населённых пунктов Челябинской области, следует обращаться по всем вопросам о плате за капремонт (адрес: г. Челябинск, 454020, ул. Образцова, д. 7, тел. 8 (351) 778-06-29; сайт: http://fondkapremont74.ru; электронная почта для обращения граждан: fondkp174@mail.ru, электронная почта для обращений по вопросу заполнения квитанций: fondkp74-oplata@mail.ru).
Отвечая на вопрос о формате квитанции, С. А. Васильев и В. В. Васильев заверили, что разработана новая форма квитанции, и уже за апрель люди получат другую квитанцию – большего формата и более удобную для прочтения.
Что касается договора, то он составлен в соответствии с гражданским законодательством и нормами Жилищного кодекса. Текст договора размещён не только в квитанции, но и на сайте регионального оператора: http://fondkapremont74.ru/. Кроме того, текст договора напечатан в газетах: «Губерния», «Соседи», «Метро», «Южноуральская панорама» (номера выпусков указаны в квитанции, на обратной стороне). Также в любой момент можно обратиться в территориальное отделение (г. Кыштым, ул. Ленина, д. 15, офис 28, 456870, тел. 8-922-730-78-91), чтобы получить распечатанный договор. Управляющая компания «Сервис» тоже разместила на своём сайте (http://www.servis.snz.ru/) текст договора в крупном формате.
Вопрос о данных, которые содержатся в квитанции, тоже волнует снежинцев. Многие обнаружили ошибки: перепутаны имена и отчества, у кого-то цифры метража расходятся с жировкой… На эти претензии представители регионального оператора ответили, что не по всем собственникам у них была информация, поэтому в квитанциях могут встречаться неточности. Чтобы их исправить, достаточно отправить региональному оператору правильные данные – на электронный адрес или обычным почтовым сообщением.
«Для горожан этот процесс будет достаточно обременителен», - заметил глава администрации В. Б. Абакулов и предложил горожанам, если по каким-то причинам они самостоятельно не смогут передать региональному оператору уточняющую информацию о личных данных и размере жилплощади, обращаться в администрацию города или в свою управляющую компанию. Гендиректор «Сервиса» М. А. Шилов тоже выразил готовность пойти людям навстречу, при этом подчеркнул, что в расчётную площадь при плате за капремонт не должны входить балконы и лоджии. Если у вас в квитанции за капремонт и в жировке стоят разные цифры расчётной площади – обращайтесь в администрацию или «Сервис», чтобы помогли разобраться.
В любом случае, обработка персональных данных региональным оператором будет идти постепенно. В плановом режиме будут внесены все необходимые изменения и сделаны перерасчёты. Что же касается пени, то за переходный период, с марта по май, выставление процентов не предполагается. Но в дальнейшем оно будет осуществляться в рамках закона. Предполагается, что проценты за неуплату будут взиматься с июня.
Вопрос о способах оплаты квитанции за капремонт тоже обсуждался на круглом столе. Глава администрации В. Б. Абакулов в ходе беседы сделал акцент на необходимости создания единой квитанции. «Позиция муниципалитета такова: нужно искать пути, чтобы было удобно гражданам», - подчеркнул он. Снежинцы привыкли оплачивать квитанции за ЖКУ разом и в одном месте, а у огромного количества горожан это вообще делается автоматически – через бухгалтерии предприятий. Теперь появилась отдельная квитанция за капремонт, которой нужно уделить отдельное время. При этом мест оплаты без комиссии не столь много: в трёх отделениях почты (б. Свердлова, 11, ул. Дзержинского, 39, ул. Забабахина, 19) и в «Челиндбанке». Представители регионального оператора согласились начать совместные действия по упрощению порядка оплаты, а именно по включению платы за капремонт в жировку. Однако процесс не быстрый: для этого необходимо выйти с инициативой в правительство Челябинской области.
Подробно на круглом столе было рассказано о том, как будет организована работа по освоению средств на капитальный ремонт. С. А. Васильев и В. В. Васильев описали этот процесс так: «Совместно с управляющей компанией ведётся сбор подготовительной информации для проведения конкурсов по отбору подрядной организации. А именно, собираем технические данные домов, совершаем объезды этих домов, составляем проектно-сметную документацию.
После формирования пакета документов на каждый дом параллельно проводится два вида конкурсов: отбор подрядных организаций по капремонту и отбор организаций, которые будут осуществлять строительный контроль. Это разные конкурсы, разные лоты и разные организации. Контроль будут осуществлять региональный оператор, управляющие компании, администрация и собственники.
На один дом может быть несколько подрядчиков, выставлено несколько лотов и заключено несколько видов договоров, в которых чётко будут прописаны сроки, даты начала и окончания работ. Подрядчик проводит работы и отчитывается, в том числе документально.
Приёмка работ будет осуществляться комиссионно. В состав комиссии будут входить минимум шесть представителей от разных организаций: сам подрядчик, организация, осуществляющая строительный контроль, региональный оператор, представитель органов местного самоуправления, представители собственников и представители управляющей компании. По приёму работ составляется акт, и только после этого подрядчик получает деньги.
При ремонте систем водоотведения, канализационных систем, будет осуществляться работа с жильцами, хотя они могут и отказаться. Но будет проводиться разъяснительная работа о необходимости проведения данного ремонта. При отказе – расписка об отказе, либо акт о невозможности проведения капремонта. И при аварии на участке ответственность будет нести житель, в том числе материальную».
На круглом столе также прозвучала информация, что Снежинск, по сравнению с другими территориями, довольно исправно начал платить за капремонт. Когда же можно ожидать его начала? Оказывается, до конца 2015 года должен быть осуществлён капремонт десяти домов города. Первый конкурс начнётся уже после майских праздников.
Завершился круглый стол пожеланием конструктивного подхода в решении всех возникших проблем, чтобы обязанность платить за капремонт не сопровождалась изнурительными и непонятными процедурами, вызывающими у людей раздражение и пессимизм. Руководители регионального оператора пообещали приложить для этого все усилия.
Между тем в мае снежинцы получили квитанции за апрель. Квитанции действительно изменились: они стали немного крупнее, шрифт удобочитаемый. Однако те законопослушные горожане, кто в числе первых оплатил капремонт за март, с удивлением обнаружили, что в квитанции за апрель это не было учтено, стоит сумма за два месяца.
Как пояснил 15 мая на встрече с журналистами заместитель главы администрации Снежинска Е. В. Степанов, администрация города обращалась к региональному оператору за разъяснением по данному казусу. Ответ был тот же: всё ещё идёт стадия отладки, все работы регионального оператора пока находятся в стадии становления. «По установленному порядку платёж должен проходить до 10-го числа месяца, следующего за месяцем оплаты. То есть до 10-го мая мы должны были заплатить за апрель, - продолжил Евгений Вадимович. – Опять платёжки пришли в разные дни: у кого-то 11-го, у кого-то – 12-го мая, а у кого-то вообще не пришли. Размещением по почтовым ящикам квитанций по оплате за капитальный ремонт занимается организация, которая выиграла конкурс – Почта России. Вот так и размещают… Соответственно, все мы поставлены иногда в такое положение, когда физически не можем выполнить условие об оплате до 10-го числа. Это хорошо понимают и в региональном операторе. Поэтому пени за несвоевременность платежа пока, то есть до стабилизации ситуации, начисляться не будут. Чтобы не возникало неразберихи, полезный совет такой: платить только за один месяц, а все квитанции и подтверждающие документы обязательно сохранять».
Е. В. Степанов также прокомментировал ещё один животрепещущий вопрос – платить за капремонт сейчас или всё-таки подождать до осени, вдруг закон о введении платы за капремонт изменят или вообще отменят? «Если бы в самом начале, на первых платежах, практика показала бы полную неготовность всей этой системы, то, возможно, в этот момент на уровне области или даже Российской Федерации было бы принято решение о том, что нужно повременить с данным процессом и отложить его на какой-то срок. Но этого не произошло. И сейчас становится понятно, что никто таких отходов назад уже не допустит. Поэтому платить придётся».
Что касается льгот, то по линии соцзащиты компенсация снежинцам (тем, кто на неё имеет право, а это более десяти категорий, в том числе ветераны труда) будет предоставлена. Причём назначение компенсации за капитальный ремонт будет происходить в беззаявительном порядке, то есть в том порядке, в котором граждане получают компенсацию по оплате за жильё и коммунальным услугам. Это значит, что приходить и приносить в УСЗН какие-либо документы не надо. УСЗН самостоятельно будет ежемесячно получать от регионального оператора базу данных и на основании этой информации производить начисление компенсации за капитальный ремонт. Впрочем, пока соответствующая программа в УЗСН ещё не поступила, а значит, компенсация за март, апрель и май будет начислена льготникам позже, предположительно, в июне.