ГИМС ИНФОРМИРУЕТ
Памятка по подготовке маломерных судов к зимнему хранению
Навигация подходит к концу — наступила осень. Пришло время подготовить к зимовке ваше плавательное средство. В этой статье сотрудники ГИМС МЧС России по Челябинской области напоминают судоводителям основные правила и рекомендации по подготовке и хранению маломерных судов в зимний период.
Если нет возможности поместить судно в закрытое помещение, желательно сделать над ним навес для защиты от дождя и снега. В крайнем случае, можно укрыть лодку или катер чехлом из брезента или другой плотной ткани.
Металлические суда
Их необходимо хорошо вымыть, после чего стальные — очистить железной щеткой от ржавчины, а дюралевые — от пятен окислов. Открытый металл желательно покрыть на зиму слоем грунтовки. Если позволяет погода, то неплохо это сделать и со всем корпусом.
Надувные лодки
Перед укладкой лодки на длительное хранение ее надо тщательно помыть. Для этих целей, при условии, что мойка будет происходить в местах, где есть канализация, лучше использовать мощные моющие средства и системы, создающие хороший напор воды. Если же такая мойка происходит на природе, то не стоит ее травить моющими средствами с ПАВами. В качестве моющего средства хорошо подойдет обычное хозяйственное мыло и небольшой кусок поролона или тряпки.
Второй этап – это последующая обязательная сушка лодки. Особое внимание надо уделить отсутствию воды в клапанах баллонов лодки. Также надо очень тщательно просушить деревянные элементы конструкции лодки - секции пайольного покрытия, обращая внимание на состояние алюминиевой окантовки фанерных фрагментов. Если где-то заметен люфт, сколы слоя или отслоения, то отремонтировать либо своими силами, либо силами специалистов ближайшего сервис-центра.
С особенной тщательностью необходимо просушить транец лодки. Несмотря на то, что изготовлен он из водостойкой фанеры, по периметру еще дополнительно защищенной и специальными пропитками, полугодичное хранение в условиях сырости может привести к самым нежелательным последствиям - вплоть до замены транца весной.
Так, большинство производителей тканей для эксплуатации лодок из ПВХ отводят диапазон от -5 до плюс +45С, а для хранения - от -45 до +50С. При низких температурах (ниже -5С) ПВХ материал теряет свою эластичность - «дубеет», и любое силовое воздействие на сложенную или уже собранную лодку может привести к появлению заметных белесых заломов или даже к повреждению ткани и комплектующих, отлитых из ПВХ.
Поэтому, если есть необходимость перевести лодку из свернутого положения в накачанное, то это следует делать лишь при плюсовых температурах и выдержав упаковку при температуре +15С и выше не менее 1 часа. А только после этого приступать к каким-то манипуляциям.
Исходя из этого становится понятно, что лодка весьма неприхотлива к условиям, а значит – и к месту хранения. Это может быть любое помещение. Можно хранить и в комнате, и на балконе, и в не отапливаемом гараже. Необходимо только соблюдать основные требования:
- не переходить ограничения по отрицательным температурам;
- хранить вдалеке от открытого огня и обогревательных приборов;
- укрыть лодку чехлом, чтобы исключить попадание прямых солнечных лучей;
- и не допускать попадания на упакованную лодку атмосферных осадков.
Двигатели
Подвесные лодочные моторы, оборудование, предметы снабжения с маломерного судна снимаются и после проведения инвентаризации и ремонта консервируются в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей.
Для длительного хранения подвесного лодочного мотора (ПЛМ), консервация производится следующим образом:
- Поставить ПЛМ в рабочее положение.
- Снять электропровода со свечей.
- Отсоединить шланг подачи топлива от ПЛМ.
- Слить топливо из бака и из карбюратора. Промыть бак чистым бензином.
- Слить воду из системы охлаждения.
- Протереть наружную поверхность ПЛМ насухо, а затем масляной тряпкой.
- Снять гребной винт.
- Слить смазку из редуктора и промыть редуктор промывочным маслом.
- Заполнить редуктор винта свежей смазкой, покрыть вал гребного винта тонким слоем смазки, поставить на место гребной винт.
- Смазать шестерни передачи механизма блокировки зажигания густой консистентной смазкой.
- Вывернуть свечи зажигания и установить ПЛМ свечными отверстиями вверх.
- Законсервированный ПЛМ хранить в сухом помещении.
Аккумуляторные батареи следует хранить в сухом теплом помещении, причем щелочные — разряженными, а кислотные — полностью заряженными.
Проделывая эти несложные процедуры, вы значительно увеличиваете сохранность и срок службы своего водного транспорта.
Государственный инспектор по маломерным судам
Группы патрульной службы №1 Центра ГИМС Главного управления
МЧС России по Челябинской области В. А. Быков