Рекомендации по выявлению признаков (на комиссию по конфликту) - Официальный сайт администрации города Снежинска
-
+
Увеличение шрифта CTRL '+' уменьшение Ctrl '-'
Комфортная городская среда объясняем.РФ Приемная

Мероприятия по противодействию коррупции
Рубрикатор

Для муниципальных служащих

Рекомендации по выявлению признаков (на комиссию по конфликту)

ОДОБРЕНЫ

на заседании комиссии

по соблюдению требований к служебному

поведению муниципальных служащих

органов местного самоуправления

города Снежинска и урегулированию

конфликта интересов

«__»____________2020г.

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

по выявлению признаков возникновения конфликта интересов, в частности

скрытой аффилированности

 

Настоящие рекомендации разработаны в целях реализации мероприятий, установленных п.4.6 Плана противодействия и профилактики коррупции на 2020 год, утвержденного Постановлением администрации Снежинского городского округа  от 19.12.2019 №1646 (в ред. от 25.03.2020 №372).

 Рекомендации содержат механизм действий должностных лиц отдела кадров администрации Снежинского городского округа (далее – отдел кадров), ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, не противоречащих федеральному и региональному законодательству, направленных на своевременное принятие мер по выявлению фактов, содержащих признаки возникновения конфликта интересов, в том числе выявлению скрытой аффилированности должностных лиц.

Для целей настоящих рекомендаций используются понятия «конфликт интересов» и «личная заинтересованность», установленные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего (лица, замещающего муниципальную должность) влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Личная заинтересованность - возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) муниципальным служащим (лицом, замещающим муниципальную должность) и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами, а также гражданами или организациями, с которыми он и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).   

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Такая обязанность для муниципальных служащих закреплена статьёй 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В связи с этим муниципальные служащие в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» обязаны уведомить представителем нанимателя (работодателем) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, в порядке, установленном нормативным правовым актом соответствующего органа местного самоуправления.

Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае если муниципальный служащий владеет ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.

Действующее законодательство в сфере противодействия коррупции не содержит определения аффилированности.

          Вместе с тем, понятия «аффилированные лица» «аффилированность» содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации аффилированности посвящена статья 53.2, анализ которой позволяет толковать понятие «аффилированность», как наличие между лицами отношений связанности.

Обеспечение соблюдения муниципальными служащими Снежинского городского округа (далее - служащие) ограничений и запретов, требований к служебному поведению, направленных на предотвращение или урегулирование конфликта интересов, должно осуществляться должностными лицами, ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений, на постоянной основе путем проведения непротиворечащих действующему законодательству мероприятий (приложение №1 к рекомендациям).

Предложенный настоящими рекомендациями механизм действий по выявлению фактов, содержащих признаки возникновения конфликта интересов, в том числе по выявлению скрытой аффилированности должностных лиц, включает следующие мероприятия.

На первом этапе необходимо определить круг физических лиц, с которыми у служащего могут возникнуть отношения аффилированности.

В первую очередь к таким лицам будут относиться близкие родственники служащего. Для установления близких родственников служащего (отца, мать, братьев, сестер и детей, а также мужа (жену), в том числе бывших) служащие ежегодно, не позднее 01 июня года, следующего за отчетным, должны представлять в отдел кадров информацию по установленной форме таблицу с анкетными данными о муниципальных служащих  и их родственников (Приложение № 2 к рекомендациям).

  Заполнение указанной таблицы обусловлено следующим:

  • прежние места работы необходимы для проведения анализа возможного возникновения конфликта интересов в связи с осуществлением при замещении должности муниципальной службы, функций муниципального управления в отношении организаций, в которых муниципальный служащий ранее замещал руководящие должности;
  • данные родственников, указанные в анкете необходимы для анализа возможного возникновения конфликта интересов при замещении родственниками должностей в органах местного самоуправления, подведомственных организациях, организациях, в отношении которых муниципальный служащий выполняет функции муниципального управления, а также выявления ситуации подчиненности, подконтрольности одного родственника другому;
  • места работы родственников, указанные в анкете необходимы для анализа возможного возникновения конфликта интересов, при осуществлении организациями, в которых работают родственники, поставок товаров, работ, услуг в адрес органа  местного самоуправления, подведомственные ему организации.

Данная информация является важной как для установления конфликта интересов в общем, так и отношений аффилированности, в частности.

Следующим шагом после определения круга лиц является выявление фактов их участия в деятельности юридических лиц, а также осуществление ими деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей (приложение №3 к рекомендациям).

Получение данной информации возможно через доступ к федеральной базе данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Анализ сведений, содержащихся в базе данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП, позволяет получить следующую информацию:

регистрация служащего в качестве индивидуального предпринимателя;

участие служащего, его близких родственников в составе юридических лиц;

участие служащего, его близких родственников в органах управления юридических лиц.

Информация о служащем или его близком родственнике, полученная по результатам анализа сведений, содержащихся в базе данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП, требует дополнительного изучения.

Например, представляется не заслуживающая внимания информация:

о прекращении служащим или его близким родственником предпринимательской деятельности до момента трудоустройства служащего в орган местного самоуправления;

об осуществлении близким родственником служащего предпринимательской деятельности в сфере, явно не имеющей отношения к профессиональной деятельности служащего и т.д.

В противоположность вышеприведенным примерам требуют незамедлительного реагирования факты:

наличия у служащего действующей регистрации в качестве индивидуального предпринимателя,

участия служащего в составе юридического лица или в органах управления юридического лица,

участия близких родственников служащего в составе юридического лица или в органах управления юридического лица, сфера деятельности которого пересекается со сферой муниципального управления, где служащий осуществляет свою профессиональную деятельность и т.д.

Такие факты являются достаточными для подготовки отделом кадров, информации, которая служит основанием для осуществления проверки соблюдения служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Кроме того, выявление фактов, содержащих признаки возникновения конфликта интересов, в том числе скрытой аффилированности должностных лиц, возможно посредствам анализа справок о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых служащими на себя, своих супругов и несовершеннолетних детей.

В данном случае целесообразно обратить внимание на следующую информацию, содержащуюся в справках:

род занятий супруги (супруга);

наличие доходов от вкладов в банках и иных кредитных организациях, от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях, наличие иных доходов;

сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях;

сведения о ценных бумагах, в частности об акциях и ином участии в коммерческих организациях и фондах.

При этом информацию, содержащуюся в справках, рекомендуется сопоставлять с информацией, содержащейся в базе данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Результаты проверок рекомендуется рассматривать на заседаниях комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

к рекомендациям

от «____»____________2020г.

 

 

Примеры мероприятий

по выявлению случаев несоблюдения муниципальными служащими установленных запретов, ограничений и

обязанностей, а также требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов

Нормы,

соблюдение которых подлежит анализу

Виды документов, информация для анализа

Мероприятия

Запрет заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением следующих случаев:

а) участие на безвозмездной основе в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участие в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищностроительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости;

б) участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно- строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) с разрешения представителя нанимателя, которое получено в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации;

(пункт 3, 3.1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»)

Единые государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

1) Получение сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, в отношении граждан, претендующих на замещение должностей, и в отношении служащих в установленном порядке.

2) Установить, входят ли служащие в состав органов управления хозяйствующих субъектов (запросить справку, копии уставов хозяйствующих субъектов, протоколов заседаний органов управления и т.п.).

Разделы 5.1 и 5.2 справки служащего о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера - наличие ценных бумаг (долей участия, паев)

  Обязанность уведомлять представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу

(часть 2 статьи 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ)

Пункты 2, 3, 6 раздела 1 справки служащего о доходах - доход от педагогической, научной, творческой и иной оплачиваемой деятельности

Проверить наличие уведомления служащего о намерении осуществлять иную оплачиваемую деятельность

Запрет получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды и т.п.)

(пункт 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ)

Пункт 6 раздела 1, графа 4 раздела 2 и графа 6 раздела 3.1 справки служащего о доходах - денежные средства и имущество, полученные в порядке дарения

Уточнить у служащих, от кого и при каких обстоятельствах получены денежные средства (объекты имущества)

Обязанность служащего представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки

(статья 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», часть 1 статьи 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»)

Разделы 3.1, 3.2, 5.1 и 5.2 справок о доходах служащего и членов его семьи -объекты недвижимости, транспортные средства, ценные бумаги (доли участия, паи);

раздел 2 справок о доходах служащего и членов его семьи - сведения о расходах

1) Сравнить информацию разделов 3 и 5 со сведениями за предшествующий отчетный период, установить факты появления в собственности служащих объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг (долей участия, паев).

2) Сравнить сумму сделок по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг (долей участия, паев) с совокупным доходом служащего и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

3) Если сумма сделок превышает общий доход, проанализировать сведения раздела 2, в том числе источники получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

Обязанность передать принадлежащие ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в случае, если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов

(часть 2.2 статьи 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ)

Разделы 5.1 и 5.2 справки служащего о доходах — наличие ценных бумаг (долей участия, паев)

 

В случае возможного возникновения конфликта интересов проверить наличие копии акта о передаче служащим ценных бумаг (долей участия, паев) в доверительное управление.

Обязанность уведомлять о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов

(статья 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ,

статьи 10, 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ)

Раздел 11 анкеты по форме, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р (в ред. от 05.03.2018) - организации, в которых работал служащий до поступления на муниципальную службу

1) Проводить анализ указанных сведений на наличие аффилированности - взаимодействие органа, в котором служащий замещает должность, с организациями:

- в которых служащий работал до поступления на муниципальную службу,

- в которых служащий осуществлял иную оплачиваемую деятельность,

- где работают родители, братья, сестры, дети, супруги (в том числе бывшие) служащего,

- ценными бумагами (долями, паями) которых владеют служащий и члены его семьи;

2) Определить, участвовал ли служащий в осуществлении функций управления (административно-властных полномочий) в отношении аффилированных организаций;

3) При установлении аффилированности проверить наличие соответствующего уведомления служащего о возможном возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и правового акта о мерах по урегулированию ситуации.

Раздел 13 анкеты - родители, братья, сестры, дети, супруги (в том числе бывшие) и места их работы

Титульный лист и пункт 6 раздела 1 справки служащих о доходах супругов - места работы супругов

Пункты 2, 3, 6 раздела 1 справки служащего о доходах - организации, в которых служащий осуществлял иную оплачиваемую деятельность

Разделы 5.1 и 5.2 справок о доходах служащего, его супруги (супруга) и детей - организации, ценными бумагами (долями, паями) которых владеют служащий и члены его семьи

 

 

17-11-2020