Рекомендации по выявлению признаков (на комиссию по конфликту)
ОДОБРЕНЫ
на заседании комиссии
по соблюдению требований к служебному
поведению муниципальных служащих
органов местного самоуправления
города Снежинска и урегулированию
конфликта интересов
«__»____________2020г.
РЕКОМЕНДАЦИИ
по выявлению признаков возникновения конфликта интересов, в частности
скрытой аффилированности
Настоящие рекомендации разработаны в целях реализации мероприятий, установленных п.4.6 Плана противодействия и профилактики коррупции на 2020 год, утвержденного Постановлением администрации Снежинского городского округа от 19.12.2019 №1646 (в ред. от 25.03.2020 №372).
Рекомендации содержат механизм действий должностных лиц отдела кадров администрации Снежинского городского округа (далее – отдел кадров), ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, не противоречащих федеральному и региональному законодательству, направленных на своевременное принятие мер по выявлению фактов, содержащих признаки возникновения конфликта интересов, в том числе выявлению скрытой аффилированности должностных лиц.
Для целей настоящих рекомендаций используются понятия «конфликт интересов» и «личная заинтересованность», установленные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего (лица, замещающего муниципальную должность) влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Личная заинтересованность - возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) муниципальным служащим (лицом, замещающим муниципальную должность) и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами, а также гражданами или организациями, с которыми он и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Такая обязанность для муниципальных служащих закреплена статьёй 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
В связи с этим муниципальные служащие в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» обязаны уведомить представителем нанимателя (работодателем) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, в порядке, установленном нормативным правовым актом соответствующего органа местного самоуправления.
Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае если муниципальный служащий владеет ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.
Действующее законодательство в сфере противодействия коррупции не содержит определения аффилированности.
Вместе с тем, понятия «аффилированные лица» «аффилированность» содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации аффилированности посвящена статья 53.2, анализ которой позволяет толковать понятие «аффилированность», как наличие между лицами отношений связанности.
Обеспечение соблюдения муниципальными служащими Снежинского городского округа (далее - служащие) ограничений и запретов, требований к служебному поведению, направленных на предотвращение или урегулирование конфликта интересов, должно осуществляться должностными лицами, ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений, на постоянной основе путем проведения непротиворечащих действующему законодательству мероприятий (приложение №1 к рекомендациям).
Предложенный настоящими рекомендациями механизм действий по выявлению фактов, содержащих признаки возникновения конфликта интересов, в том числе по выявлению скрытой аффилированности должностных лиц, включает следующие мероприятия.
На первом этапе необходимо определить круг физических лиц, с которыми у служащего могут возникнуть отношения аффилированности.
В первую очередь к таким лицам будут относиться близкие родственники служащего. Для установления близких родственников служащего (отца, мать, братьев, сестер и детей, а также мужа (жену), в том числе бывших) служащие ежегодно, не позднее 01 июня года, следующего за отчетным, должны представлять в отдел кадров информацию по установленной форме таблицу с анкетными данными о муниципальных служащих и их родственников (Приложение № 2 к рекомендациям).
Заполнение указанной таблицы обусловлено следующим:
- прежние места работы необходимы для проведения анализа возможного возникновения конфликта интересов в связи с осуществлением при замещении должности муниципальной службы, функций муниципального управления в отношении организаций, в которых муниципальный служащий ранее замещал руководящие должности;
- данные родственников, указанные в анкете необходимы для анализа возможного возникновения конфликта интересов при замещении родственниками должностей в органах местного самоуправления, подведомственных организациях, организациях, в отношении которых муниципальный служащий выполняет функции муниципального управления, а также выявления ситуации подчиненности, подконтрольности одного родственника другому;
- места работы родственников, указанные в анкете необходимы для анализа возможного возникновения конфликта интересов, при осуществлении организациями, в которых работают родственники, поставок товаров, работ, услуг в адрес органа местного самоуправления, подведомственные ему организации.
Данная информация является важной как для установления конфликта интересов в общем, так и отношений аффилированности, в частности.
Следующим шагом после определения круга лиц является выявление фактов их участия в деятельности юридических лиц, а также осуществление ими деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей (приложение №3 к рекомендациям).
Получение данной информации возможно через доступ к федеральной базе данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
Анализ сведений, содержащихся в базе данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП, позволяет получить следующую информацию:
регистрация служащего в качестве индивидуального предпринимателя;
участие служащего, его близких родственников в составе юридических лиц;
участие служащего, его близких родственников в органах управления юридических лиц.
Информация о служащем или его близком родственнике, полученная по результатам анализа сведений, содержащихся в базе данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП, требует дополнительного изучения.
Например, представляется не заслуживающая внимания информация:
о прекращении служащим или его близким родственником предпринимательской деятельности до момента трудоустройства служащего в орган местного самоуправления;
об осуществлении близким родственником служащего предпринимательской деятельности в сфере, явно не имеющей отношения к профессиональной деятельности служащего и т.д.
В противоположность вышеприведенным примерам требуют незамедлительного реагирования факты:
наличия у служащего действующей регистрации в качестве индивидуального предпринимателя,
участия служащего в составе юридического лица или в органах управления юридического лица,
участия близких родственников служащего в составе юридического лица или в органах управления юридического лица, сфера деятельности которого пересекается со сферой муниципального управления, где служащий осуществляет свою профессиональную деятельность и т.д.
Такие факты являются достаточными для подготовки отделом кадров, информации, которая служит основанием для осуществления проверки соблюдения служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Кроме того, выявление фактов, содержащих признаки возникновения конфликта интересов, в том числе скрытой аффилированности должностных лиц, возможно посредствам анализа справок о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых служащими на себя, своих супругов и несовершеннолетних детей.
В данном случае целесообразно обратить внимание на следующую информацию, содержащуюся в справках:
род занятий супруги (супруга);
наличие доходов от вкладов в банках и иных кредитных организациях, от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях, наличие иных доходов;
сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях;
сведения о ценных бумагах, в частности об акциях и ином участии в коммерческих организациях и фондах.
При этом информацию, содержащуюся в справках, рекомендуется сопоставлять с информацией, содержащейся в базе данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
Результаты проверок рекомендуется рассматривать на заседаниях комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов.
Приложение №1
к рекомендациям
от «____»____________2020г.
Примеры мероприятий
по выявлению случаев несоблюдения муниципальными служащими установленных запретов, ограничений и
обязанностей, а также требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов
Нормы, соблюдение которых подлежит анализу |
Виды документов, информация для анализа |
Мероприятия |
Запрет заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением следующих случаев: а) участие на безвозмездной основе в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участие в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищностроительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости; б) участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно- строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) с разрешения представителя нанимателя, которое получено в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации; (пункт 3, 3.1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации») |
Единые государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей |
1) Получение сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, в отношении граждан, претендующих на замещение должностей, и в отношении служащих в установленном порядке. 2) Установить, входят ли служащие в состав органов управления хозяйствующих субъектов (запросить справку, копии уставов хозяйствующих субъектов, протоколов заседаний органов управления и т.п.). |
Разделы 5.1 и 5.2 справки служащего о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера - наличие ценных бумаг (долей участия, паев) |
||
Обязанность уведомлять представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ) |
Пункты 2, 3, 6 раздела 1 справки служащего о доходах - доход от педагогической, научной, творческой и иной оплачиваемой деятельности |
Проверить наличие уведомления служащего о намерении осуществлять иную оплачиваемую деятельность |
Запрет получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды и т.п.) (пункт 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ) |
Пункт 6 раздела 1, графа 4 раздела 2 и графа 6 раздела 3.1 справки служащего о доходах - денежные средства и имущество, полученные в порядке дарения |
Уточнить у служащих, от кого и при каких обстоятельствах получены денежные средства (объекты имущества) |
Обязанность служащего представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки (статья 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», часть 1 статьи 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам») |
Разделы 3.1, 3.2, 5.1 и 5.2 справок о доходах служащего и членов его семьи -объекты недвижимости, транспортные средства, ценные бумаги (доли участия, паи); раздел 2 справок о доходах служащего и членов его семьи - сведения о расходах |
1) Сравнить информацию разделов 3 и 5 со сведениями за предшествующий отчетный период, установить факты появления в собственности служащих объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг (долей участия, паев). 2) Сравнить сумму сделок по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг (долей участия, паев) с совокупным доходом служащего и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду. 3) Если сумма сделок превышает общий доход, проанализировать сведения раздела 2, в том числе источники получения средств, за счет которых совершены эти сделки. |
Обязанность передать принадлежащие ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в случае, если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов (часть 2.2 статьи 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ) |
Разделы 5.1 и 5.2 справки служащего о доходах — наличие ценных бумаг (долей участия, паев)
|
В случае возможного возникновения конфликта интересов проверить наличие копии акта о передаче служащим ценных бумаг (долей участия, паев) в доверительное управление. |
Обязанность уведомлять о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (статья 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ, статьи 10, 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ) |
Раздел 11 анкеты по форме, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р (в ред. от 05.03.2018) - организации, в которых работал служащий до поступления на муниципальную службу |
1) Проводить анализ указанных сведений на наличие аффилированности - взаимодействие органа, в котором служащий замещает должность, с организациями: - в которых служащий работал до поступления на муниципальную службу, - в которых служащий осуществлял иную оплачиваемую деятельность, - где работают родители, братья, сестры, дети, супруги (в том числе бывшие) служащего, - ценными бумагами (долями, паями) которых владеют служащий и члены его семьи; 2) Определить, участвовал ли служащий в осуществлении функций управления (административно-властных полномочий) в отношении аффилированных организаций; 3) При установлении аффилированности проверить наличие соответствующего уведомления служащего о возможном возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и правового акта о мерах по урегулированию ситуации. |
Раздел 13 анкеты - родители, братья, сестры, дети, супруги (в том числе бывшие) и места их работы |
||
Титульный лист и пункт 6 раздела 1 справки служащих о доходах супругов - места работы супругов |
||
Пункты 2, 3, 6 раздела 1 справки служащего о доходах - организации, в которых служащий осуществлял иную оплачиваемую деятельность |
||
Разделы 5.1 и 5.2 справок о доходах служащего, его супруги (супруга) и детей - организации, ценными бумагами (долями, паями) которых владеют служащий и члены его семьи |