Проект планировки жилого района Поселок Сокол
Место расположения
Поселок Сокол входит в состав города Снежинска, но территориально расположен вдали от остальной части города. Располагается на полуострове Мендаркин омываемом озерами Сунгуль и Силач. Озёра и сам полуостров отнесены к наиболее ценным природным объектам. Местность характеризуется чистым воздухом лесного предгорья и обладает большими рекреационными ресурсами. Связь поселка с основной частью города осуществляется с помощью магистральной автодороги регулируемого движения 1В.
Генеральный план города Снежинск
При проектировании учтены как существующее положение, так и предложения разработанного и утвержденного в 2008г. генерального плана.
На представленном проекте планировки предлагается расширить зону новой жилой и общественной застройки для формирования комфортного и самодостаточного района города.
Цель проекта состоит в определении территориально - планировочных возможностей размещения объектов малоэтажного жилищного строительства, объектов культурно-бытового обслуживания населения, инженерно-транспортной инфраструктуры, на основе планировочного упорядочения территории жилого посёлка «Сокол» с учетом проектных решений, принятых в корректуре генерального плана города.
При разработке проекта преследовались основные задачи:
1 - разработка предложений по формированию новых территорий под 1-2 этажную застройку с высокой долей озеленения (индивидуальные жилые дома усадебного типа, блокированные жилые дома);
2 - максимальное сохранение естественного ландшафта и природных ценностей;
3 - предложения по формированию жилой застройки на землях, занятых садоводствами;
4 - реконструкция и развитие существующей улично-дорожной сети посёлка и города в соответствии с предложениями генерального плана, увеличение пропускной способности существующих магистралей, создание новых дублирующих связей;
5 - развитие сети массового общественного транспорта в районах существующей и проектируемой застройки;
6 - формирование сбалансированной социальной инфраструктуры,
обеспечивающей население необходимыми услугами;
7 - строительство гаражей для хранения индивидуальных
средств автомототранспорта жителей многоквартирных домов в целях экономии городской территории и улучшения экологического состояния городской среды;
8 - развитие инженерной инфраструктуры, снижение экологически
вредных ее воздействий на жилую среду;
9 - выделение элементов планировочной структуры, установление параметров их развития, определение размеров и границ незастроенных земельных участков и предложения по их использованию.
Проектные предложения
В проектном предложении учтены особенности существующей планировочной структуры поселка, а также решения разработанного и утвержденного в 2008г. генерального плана. Однако необходимо отметить, что действующим генеральным планом новое жилищное строительство ограничено застройкой по улице Мамина-Сибирика
Данным проектом предлагается более развитая территориальная модель размещения нового жилищного строительства.
При формировании новой архитектурно-планировочной структуры посёлка учитывались существующая застройка и благоприятные природные условия данной территории: выразительный рельеф, расположение на берегу озера, естественные лесные массивы. Максимальное сохранение этих природных достоинств, их рациональное использование с целью создания комфортной жилой среды было положено в основу планировочной концепции проектируемого посёлка и составило одну из главных задач проектирования. Кроме того проектом уточняется классификация и трассировка улиц и дорог.
Планировочная структура. Проектное предложение опирается на преемственное развитие сложившейся планировочной структуры поселка. Существующая жилая застройка, улично-дорожная сеть, система культурно-бытового обслуживания в основном сохраняются и дополняются новыми элементами.
Общественная зона поселка формируется вдоль главной улицы (ул. Парковая), которая трактуется, как одна из главных композиционно-планировочных осей. Парковая зона занимает значительную часть территории с максимально сохранённым естественным ландшафтом.
Спортивно-рекреационная система поселка представлена спорткомплексом в восточной части, школьным спортивным ядром. Кроме того проектом, в соответствии с заданием, предусмотрено устройство пляжей в восточной и западной частях. В западной части предусмотрено также размещение яхт-клуба.
Проектом предлагается развитая сеть пешеходных дорожек. Кроме того, предполагается развитие прогулочной пешеходной сети паркового характера, обеспечивающей также рациональные пешие передвижения по посёлку. Это аллеи, которые могут использоваться и как тропы здоровья при условии размещения вдоль них соответствующего физкультурного оборудования.
Жилая и общественная зона «подковой» охватывают площадку бывшего производственно-лабораторного комплекса, на основе которого и возник проектируемый поселок. В настоящее время эта площадка законсервирована. Однако уже сегодня, на наш взгляд, необходимо проговаривать возможные сценарии ее использования после истечения срока консервации. И здесь необходимо учитывать уникальность производственно-лабораторного комплекса, которая обусловлена тем, что в нем работали пионеры отечественной атомной науки. То, что сегодня из соображений секретности не должно быть придано огласке, по истечении определенного срока может обеспечить поселку «Сокол» неповторимую историческую и фактологическую окраску. Так, например, на основе бывшего производственно-лабораторного комплекса может быть создан региональный музейно-научный комплекс, экспозиция которого будет посвящена истории развития отечественной атомной энергетики.
Жилая зона по планировочной организации и типу жилых домов разделяется на два массива:
Восточный массив представлен существующей индивидуальной жилой застройкой с участками и существующей 3-этажной секционной застройкой. Он дополнен вновь проектируемой блокированной застройкой с участками 3-4 сотки и индивидуальной жилой застройкой с участками (10-15 соток). Восточная часть посёлка имеет наиболее плотную жилую застройку за счет использования блокированных жилых домов. Смешанные кварталы с блокированной и секционной застройкой расположены вокруг общественного центра. Они имеют регулярную планировочную структуру. Внутри каждого квартала находятся дворы, в которых предполагается также максимальное сохранение элементов существующего лесного массива. По периметру данной застройки расположены кварталы с индивидуальными участками.
Западный массив представлен существующей застройкой коттеджного типа без участков, которая дополнена вновь проектируемой 2-этажной коттеджной застройкой с участками (0,06 га). Характерная особенность западного жилого массива состоит в том, что участки жилых домов здесь не имеют смежных границ с соседними участками, что позволяет трактовать эти дома, как виллы, погруженные в естественный лесной массив. В их размещении использован принцип свободной планировки. Своей постановкой они подчеркивают особенности строения рельефа участка. Максимальное сохранение естественных лесных массивов очевидно обусловит сравнительно высокий уровень экологического и эстетического комфорта данной территории.
Общественная зона поселка формируется вдоль главной улицы (ул. Парковая), которая трактуется, как одна из главных композиционно-планировочных осей. В состав общественной зоны включены здания различного назначения: клуб, школа, детские сады, банно-оздоровительный центр, спортивный комплекс, гостиница, магазины. Общественные здания стоят в окружении естественных зеленых массивов, т.е. практически, находятся в парковой зоне и связаны сетью пешеходных дорожек.
Рекреационная зона занимает основную часть посёлка. Она представляет собой большой парк, охватывающий весь посёлок, с сохранённым естественным лесным массивом и элементами благоустройства.
Улично-дорожная сеть
В основу проектного развития УДС положен принцип оптимальной транспортной доступности до основных фокусов тяготения. Развитие планировочной структуры предполагает следующую структуру УДС:
- магистральная дорога - автодорога 1В, сохраняет существующую функцию связи поселка с внешними автодорогами, а так же с центральной частью города Снежинск;
- магистраль районного значения - улица Парковая, запроектирована в соответствии с генеральным планом, проходит через поселок с юго-востока на запад. На пересечениях с улицей Мамина-Сибиряка организуется светофорное регулирование.
Общественные маршруты
Предложение по организации общественного транспорта предусматривает прокладку автобусного маршрута (организованного по типу «петля»), выполняющего функцию обеспечения внутрипоселковых связей, а так же сообщения с центральной частью города Снежинска. Маршрут следования: автодорога 1В – ул. Парковая – ул. 3 (усл.) - ул. 1 (усл.) – ул. 7 (усл.) – ул. Мамина-Сибиряка – ул. Парковая - автодорога 1В. На пути следования маршрута предполагается устройство проезжих частей шириной 7 м.
Размещение остановочных пунктов предусматривает их доступность с жилой территории, а так же с объектов социально-культурного назначения поселка Сокол (радиус доступности 500 м). Это обеспечивает высокий уровень доступности общественного транспорта.
В целом организация маршрутной сети обеспечивает своевременную доставку пассажиров к основным городским и внутрипоселковым фокусам тяготения по кратчайшему расстоянию.
Этапы строительства
Проектом определяются 2 очереди его реализации - I очередь (до 2020 г.) и расчётный срок (2030 г.).
На первую очередь строительства предлагается жилое строительство на свободных от застройки территориях, а так же на участках высвобождаемых за счет сноса котельных. Это позволяет сохранить использующиеся садовые участки и дать возможность пользователям перенести их на новые территории, выделение которых закладывается разрабатываемым генеральным планом городского округа на землях сельскохозяйственного назначения ближе к городу.
На вторую очередь строительства предлагается застройка новых жилых кварталов на территориях существующих садовых участков.
ПРИЛОЖЕНИЯ: